На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Экосистема

2 подписчика

Экологические уроки пандемии

Влияние, которое пандемия Covid-19 оказала на экологическую ситуацию в мире, сегодня является предметом весьма оживленных дискуссий. Вызванные пандемией глобальные ограничения транспортных потоков, приостановка работы производств и, соответственно, снижение производства электроэнергии и повсеместные карантинные меры, серьезно ограничившие активную деятельность населения, — все это имело вполне логичные экологические последствия. 

Выбросы углекислого газа в атмосферу в среднем сократились более чем на 25% в месяц. Цифры для разных стран разные, но тенденция была общей. Ограничения промышленной и экономической активности привели к началу отдельных процессов восстановления экосистем и очищения водоемов.

Оценивать результаты введенных ограничений как безусловное «экологическое благо», конечно, нельзя. При общем снижении производственной активности не снизилась, а местами даже выросла активность потребительская. Причем потребление опять приобрело более «экологически опасные» формы. Вновь резко выросло использование «одноразового пластика» и различных медицинских средств индивидуальной защиты, что породило не сокращение, а рост в геометрической прогрессии наиболее опасных групп отходов.

Но хотелось бы сказать несколько слов не о последствиях. Мы все прекрасно понимаем, что отмеченные последствия носят временный характер. В силу глобальных экономических и социальных причин «понесенные потери» будут активно восстанавливаться. Скорее всего, «опережающими темпами». Просто современная экономика так устроена — и, что самое опасное, она будет наверстывать упущенное, стараясь просто игнорировать все, что будет мешать этому процессу. Именно поэтому, на мой взгляд, важны не столько временные последствия, сколько уроки, которые мы сумеем извлечь.

Именно экологическим урокам пандемии мы планируем посвятить одно из центральных мест на Всероссийском молодежном экологическом форуме «Экосистема», который пройдет в мае этого года. Причем не столько в формате теоретической дискуссии, сколько в формате обсуждения вполне конкретных возможных решений. Конечно, многие вещи и по сей день вызывают много вопросов и споров. Многие предложения и идеи действительно грешат откровенным «экологическим экстремизмом».

Но именно пандемия, как ни прискорбно, показала нам возможные пути отхода от «точки невозврата». И именно молодежи, которой жить в будущем мире, критически важно сегодня найти разумные решения для сохранения этого процесса.

Первый урок и первая тема, о которой мы планируем говорить очень активно, — переход к ответственному потреблению. Безотносительно того, хорошо это или плохо, мы сегодня живем в потребительском обществе. В обеспечении наших потребностей задействованы громадные индустриальные мощности, «реализация» наших потребностей порождает просто фантастическое количество отходов жизнедеятельности. Конечно, говорить о глобальном отказе от всего и вся было бы странно. А вот о более ответственной практике потребления, направленной на обеспечение собственной безопасности и здоровья, — можно и нужно.

Пандемия, помимо всего прочего, показала целый пласт наших «потребительских предпочтений», которые на самом деле просто не нужны — мы можем обходиться без них вполне комфортно. Многое изменилось в логике и логистике потребления — более оптимальным и менее затратным образом. Все это постепенно меняет нашу культуру и восприятие окружающего мира. Но мы прекрасно понимаем, что «потребительное давление» вернется. Это же бизнес. Одним словом, разговор о том, как сделать ответственное потребление нормой жизни, отнюдь не праздный.

Второй урок и, безусловно, глобальная проблема — собственно отходы и мусор. Вообще, «мусорная тема» — одна из «сквозных» для нашего форума. Пандемия показала, что даже общее снижение экономической активности не только не решает, а еще и усугубляет проблему. В данном случае можно и нужно очень активно обсуждать конкретные программы поддержки раздельного сбора мусора, новые технологии контроля и вторичной переработки отходов, поддержку и пропаганду активного использования для упаковки товаров и услуг экологически безопасных материалов. И многое-многое другое. Это очень обширная тема.

К слову, в рамках проведения форума мы, по-моему, впервые на практике все сервисы и инфраструктуру такого массового мероприятия строим в соответствии с принципом «0 отходов». То есть мы не просто планируем обсудить, что надо делать, но и показать — как это работает на практике.

Урок третий, можно сказать, идеологический. Кризис и ограничение экономической активности породили тенденцию к достаточно серьезной идеологической атаке на сами принципы «зеленой экономики», имевшие до того достаточно мощную поддержку во всем мире. Пандемия серьезно обострила международную экономическую конкуренцию на «свернувшихся» рынках и породила огромный соблазн освободиться от всех ограничений, включая экологические, с целью добиться передела восстанавливающихся мировых рынков. Мы уже неоднократно видели, как это работает на практике под «соусом» политики сдерживания, а на самом деле в виде откровенных двойных стандартов.

На это неоднократно указывал наш президент, предостерегая от манипулирования «экологической повесткой» для достижения исключительных преимуществ. Отказ от экологических ограничений и даже экологических дискуссий и форумов — тенденция очень опасная и хорошо финансируемая. Наш форум — уже определенный ответ на данный урок; вопрос «идеологического противостояния» тоже будет на нем серьезно обсуждаться.

Сегодня у многих экспертов есть вполне обоснованное предположение, что сама пандемия Covid-19 стала следствием экологических проблем. И чем мы ближе к «точке невозврата», за которой будут исчерпаны все возможности восстановления наших экологических ресурсов, тем опаснее «симбиоз проблем». Именно поэтому ее экологические уроки так важны сегодня. Если мы не усвоим эти уроки, она почти наверняка вернется в новой и еще более угрожающей, а возможно, и роковой для человечества форме.

Картина дня

наверх